Расширение функциональных возможностей слуховых аппаратов при обучении

Педагогам, работающим с детьми с нарушенным слухом, хорошо известны положительные качества FM-систем (радиоклассов). Однако каждый раз мы сталкиваемся с трудностями подключения радиоприемников детей к их индивидуальным слуховым аппаратам.

Очень часто вместо прямого подсоединения, позволяющего ребенку слышать педагога рядом с собой, даже если он отходит на 10-15 м, приходится использовать индивидуальные индукционные петли. При этом интенсивность звукового сигнала падает примерно на 10 дБ от привычного уровня усиления слухового аппарата, снижается разборчивость речи. Индивидуальные слуховые аппараты переводятся в режиме Т (телефон), и ребенок не слышит себя (лишь некоторые аппараты могут работать в режиме М-Т (микрофон-телефон).
Мы – педагоги постоянно обращались к инженерам, разрабатывающим звукоусиливающую аппаратуру, с просьбой создать универсальный «переходник», который позволит соединять индивидуальный слуховой аппарат ребенка напрямую, без потерь, с FM-приемниками или с другими источниками звука: мобильный телефон, слухо-речевой тренажер, компьютер, музыкальный центр и т.п.
Наши многолетние партнеры – инженеры ООО «Речевая аппаратура «УНИТОН» претворили нашу мечту в жизнь! Предлагаем познакомиться с новинкой.

Шматко Н.Д., вед.н.сотр.лаборатории педагогической коррекции нарушенной слуховой функции ИКП РАО 

 

Расширение функциональных возможностей слуховых аппаратов при обучении


Даже пользуясь лучшими слуховыми аппаратами большинство людей, имеющих сниженный слух, отмечают, что испытывают трудности в некоторых ситуациях, таких как занятия в учебных классах, бытовые встречи или посещение общественных мест.
Это связано с тем, что радиус уверенного слышания и разборчивости речи диктора (педагога, собеседника) в слуховом аппарате составляет 1 -3 м при условии тихой окружающей обстановки. Громкость сигнала падает на 12 дБ с каждым удвоением расстояния говорящего до ребенка. Поэтому для обеспечения эффективности обучения педагог должен находиться около ребенка, пользующегося индивидуальными слуховыми аппаратами, и желательно на одном расстоянии, чтобы обеспечить ему восприятие речи с одинаковой громкостью.

Для решения этих проблем наиболее удобными являются радиосистемы, которые обеспечивают связь слуховых аппаратов детей через приёмник с передатчиком и микрофоном преподавателя. Для подключения приёмников к слуховым аппаратам с успехом используются специальные опции (дополнительные устройства), вводимые производителями: Телефонные (индукционные) Катушки (TeleCoil, Telephone Switch) (рис.1) и Прямой Аудио Вход (Direct Auduo Input – DAI) (рис.2). Эти опции способствуют передаче звука от микрофона преподавателя непосредственно в слуховые аппараты детей, находящихся на расстоянии до 10-15 метров.

Телефонные (индукционные) Катушки (TeleCoil, Telephone Switch)

uniton1
Рисунок 1. Принцип передачи по индукционной петле.

 

Прямой Аудио Вход (Direct Auduo Input – DAI)

uniton2
Рисунок 2. Принцип звукопередачи ПАВ (прямой аудио вход) .

К сожалению, на сегодняшний день указанные опции не являются базовыми (обязательными) для слуховых аппаратов всех производителей. Таким образом, отсутствие данных опций в слуховых аппаратах зачастую ограничивает их эффективное использование при обучении и воспитании неслышащих детей.

Российские инженеры разработали и защитили новый принцип передачи звука в слуховые аппараты – Прямую Акустическую Связь (ПАС) (Direct Acoustic Communication – DAC) и соответствующие устройства для реализации этого принципа.
Главное отличие новой опции от предшествующих состоит в том, что она позволяет передать звук от звуковоспроизводящего устройства (приемника FM-системы (радиокласса), речевого тренажера, компьютера, мобильного телефона и т.п.) в любую модель заушного слухового аппарата всех производителей или в речевой процессор кохлеарного импланта. Сущность нового принципа звукопередачи состоит в размещении громкоговорителя, подключенного к звуковоспроизводящему устройству, в непосредственной близости от микрофона слухового аппарата, что позволяет прослушивать внешнюю звуковую информацию без изменения обычного режима работы слухового аппарата или речевого процессора кохлеарного импланта (рис.3).

Прямая акустическая связь

uniton3
Рисунок 3. Принцип звукопередачи ПАС (прямая акустическая цепь).

Устройство ПАС легко устанавливается на любую модель заушного слухового аппарата или речевого процессора кохлеарного импланта и так же легко снимается, и практически незаметно для окружающих.
Испытания в ряде коррекционных учреждений нашей страны подтвердили возможность подключения любого внешнего источника звука через устройство ПАС к любым моделям заушных слуховых аппаратов и к речевым процессорам кохлеарных имплантов без ухудшения качества звукопередачи. В ряде случаев была получена прибавка разборчивости воспринимаемой на слух речи от 10 до 40%.
В соответствии с принципом ПАС можно легко и просто изменить (доработать) привычную конструкцию заушного слухового аппарата и создать его универсальную модель для работы с любыми внешними звуковыми источниками.

С.А. Лузгин, Т.Б. Ясинская, Москва, ООО «Речевая аппаратура «УНИТОН»




Оригинал статьи на сайте Института коррекционной педагогики  Российской академии образования