НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

С 2010 года В Центре патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения г. Москвы проводятся работы по апробации технических возможностей мультисенсорного речевого тренажера ИНТОН-М при восстановлении речевой функции у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга за счет применения принципа биологической обратной связи (БОС).
Пациенты с последствиями органических поражений мозга, имеющие выраженные нарушения двигательных и когнитивных функций, являются одной из самых тяжелых категорий больных.
Мультисенсорный речевой тренажер «ИНТОН-М» используется для индивидуальной работы с пациентами, имеющими дисфагии (нарушения глотания), дизартрии (нарушение произносительной стороны речи), апраксий в рамках афазии и алалии у детей. Нарушение коммуникативных возможностей при дизартрии и афазии приводит к возникновению у заболевшего человека отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные не могут использовать для общения с окружающими даже те речевые возможности, которые у них остались сохранными. Результаты, которых добиваются логопеды на индивидуальных занятиях, часто не переносятся в повседневную сферу общения.
В детской практике, используется несколько иной подход в восстановлении и развитии коммуникативной стороны речи, так как это напрямую связано с возрастом ребенка и необходимостью формирования речевых функций. Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста в соответствии с онтогенезом речевого развития. При возникновении органических, функциональных нарушениях головного мозга в перенотальный, постнотальный периоды у ребенка могут возникнуть различные проблемы речевой функции (задержка речевого развития (ЗРР), алалии, афазии).
Все задержки в развитии речевой функции, приводят к сдвигу кода онтогенеза.   Схожесть детской афазии с алалиями проявляется в системном характере, нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций. Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – развитие речи, при афазии – восстановление речи (М.Г.Храковская, А.В.Семенович, Л.С.Цветкова, Зыков, Зайцев). Однако, учитывая возраст и исходный уровень речевого развития ребенка, может наблюдаться распад еще недостаточно развитой речи, что также будет обусловливать специфику логопедического воздействия.
Применение тренажера «ИНТОН-М» во время реабилитационных занятий дает возможность пациентам сравнивать ощущения, вызванные   одновременным воздействием фонетических явлений на разные сенсорные каналы, а при воспроизведении звуков речи ощущать вибрацию и самостоятельно формировать речедвигательные кинестетические образы. Для этого используется разработанная специалистами Центра вибро-тактильно-акустическая (ВТА) процедура, которая позволяет передавать вибрационно-тактильные ощущения от звуков речи, произносимых пациентом или специалистом непосредственно на голосовые складки пациента. Усиление обучающего воздействия осуществляется за счет одновременного сочетания зрительных и вибрационно-тактильных стимулов.
Значимым является также создание психотерапевтической установки на расслабление, повышение уверенности в себе, положительный результат логопедической работы, и это позволяет пациентам преодолевать психологические барьеры в общении с окружающими. Это позволяет обеспечить более полноценную реабилитационную работу, решать задачи восстановительного лечения в более короткие сроки и визуализировать результативность работы. В ходе проведения индивидуальных логопедических занятий с использованием «ИНТОН-М» учитываются основные принципы физиологии и психологии речи и дыхания, позволяющие наиболее полноценно организовать процесс эффективного восстановительного обучения. Курс занятий построен по четко определенной схеме и унифицирован для больных с разными формами дизартрии и апраксий в рамках синдрома афазий. Программа, используемая в курсе восстановительного обучения, учитывает развернутый алгоритм восстановительной деятельности.
Динамические наблюдения восстановления речи на разных этапах восстановительной работы, а также проведение видеофарингостробоскопии позволяют оценивать положительную динамику речевого статуса пациента и модифицировать речевой материал и нагрузку, соответствующие его новым возможностям. Использование технических возможностей, обеспечивающих мультисенсорным речевым тренажером «ИНТОН-М» является методом, который может лучше обеспечить нужную речевую нагрузку для больных с дизартрией, дисфагией и афазией.

Ниже приводится небольшая часть методических разработок ведущих специалистов Центра.