Компьютерный речевой аудиокласс «ФОРТЕ»

488Учебно-лабораторное электроакустическое коррекционно-развивающее оборудование коллективного пользования для профессиональной ориентации и подготовки специалистов в образовательных учреждениях «Компьютерный речевой аудиокласс  «ФОРТЕ» предназначен для ежедневного использования учениками с нарушенным слухом. Использует элементы технологии биологической обратной связи (БОС) и метода Томатиса при слухоречевой реабилитации и коррекции.

Необходимость использования специального оборудования при обучении детей с нарушенным слухом вызвана тем, что пока людям не удалось создать такой слуховой аппарат, который бы заменял естественный слух. Слуховой аппарат – как протез для человека без ноги: ходить в принципе можно, но как? с какой скоростью? каких усилий это требует?…. Ребенок в слуховом аппарате уверенно слышит педагога на расстоянии не более 1-2 метров, причем последний не должен менять расстояние и не должен отворачиваться от ребенка в слуховом аппарате: в противном случае ученик  перестает разбирать (понимать) речь педагога и смысловая нить коммуникации обрывается. Кроме этого при коллективных занятиях в классе всегда присутствуют различные фоновые шумы и посторонние звуки, которые слуховой аппарат не может «отсечь» с такой же эффективностью, как ухо нормально слышащего человека. Этот фактор еще больше усложняет условия для восприятия и понимания речи ребенком в слуховом аппарате.

Речевой аудиокласс «ФОРТЕ» практически полностью снимает указанные ограничения путем создания специального звукового канала связи, защищенного от всех шумов и помех.

На рабочем месте преподавателя и рабочих местах учеников установлены персональные компьютеры, объединенные в беспроводную локальную сеть. К компьютерам учеников подключены пульты учеников речевого аудиокласса «ФОРТЕ», которые  независимо от локальной компьютерной сети обеспечивают полную слухоречевую среду и индивидуальную слухоречевую связь с компьютерными программами своего компьютера.

Каждый пульт ученика оборудован встроенным микрофоном. Преподаватель во время занятия обычно использует радиомикрофон, который позволяет ему свободно перемещаться по классу. В пульте ученика находится специализированный звукоусилитель, передающий глубокий и качественный звук от микрофона преподавателя, микрофона ученика и микрофонов других учеников и звуковой карты персонального компьютера в слуховой аппарат ученика* с нарушенным слухом, или, в случае необходимости, в наушники (в том числе мощные).

Такая организация учебного процесса создает во время фронтальных занятий в классе полную слухоречевую среду и позволяет во время обучения автоматически использовать базовые элементы технологии биологической обратной связи (БОС) и метода Томатиса для развития речевого слуха и произносительных навыков.

Также каждый пульт ученика оборудован:

  • световым индикатором работы голоса, позволяющим контролировать ритм, темп речи, паузы, а также слитное и раздельное произнесение слов и фраз;  
  • гнездом для подключения тактильного вибратора для вибростимуляции и создания дополнительной сенсорной опоры при развитии речевого слуха и навыков произношения;
  • специализированным речевым (фонематическим) корректором – набором узкополосных фильтров в речевом диапазоне, использование которого позволяет повысить распознавание слитной речи на слух, а также способствует слухосбережению за счет повышения разборчивости речи без дополнительного увеличения громкости;
  • специальной защитой слуха для лиц с феноменом ускоренного нарастания громкости (ФУНГ).

Рабочее место преподавателя, помимо персонально компьютера, оборудовано специальным пультом управления работой аудиокласса, который позволяет ему выбирать, в каких условиях будет проходить учебное занятие (режимы работы): общий урок, лекция или опрос ученика с места.

Преподаватель также может выбрать специальный режим работы речевого аудиокласса: режим выделения голоса из фонового шума. Эта функция существенно увеличивает возможность слухового восприятия детей с нарушенным слухом, что является важным условием при их обучении и воспитании.

* Подключение слухового аппарата ученика к пульту ученика осуществляется с помощью заушного индуктора (слуховой аппарат должен имеет режим «Т» или «М+Т») или по прямому аудиовходу слухового аппарата (DAI) через аудиоадаптер (приобретается отдельно для каждой конкретной модели слухового аппарата)

Основные характеристики:

  • Обеспечение двухсторонней связи: ученик в слуховом аппарате слышит не только речь учителя, но и речь других учеников, а также собственный голос;
  • Высокое качество передачи звука;
  • Простота использования;
  • Не требует технического обслуживания в перерыве между занятиями.

Комплектация:

Персональный компьютер (ноутбук) преподавателя с экраном не менее 17 дюймов, оснащенный веб-камерой, гнездами для подключения наушников и микрофона, оборудованием для выхода в сеть Интернет, манипулятором мышь - 1 шт.;

Персональный компьютер (ноутбук) ученика с экраном не менее 15 дюймов, оснащенный веб-камерой, гнездами для подключения наушников и микрофона, оборудованием для выхода в локальную сеть, манипулятором мышь – по количеству учеников;

  • Сетевое оборудование локальной сети – 1 комплект;
  • Комплект программ для развития речевого слуха и навыков произношения – 1 комплект;
  • Пульты учеников – по количеству учеников;
  • Пульт преподавателя для управления режимами работы класса – 1шт.;
  • Радиомикрофон преподавателя – 1 шт.;
  • Заушный индуктор стерео для подключения слуховых аппаратов – по количеству учеников;
  • Наушники закрытые – по количеству учеников; Наушники вставные – по количеству учеников;
  • Наушники высокой мощности специализированные – по заказу;
  • Кабель прямого аудиовхода для подключения слуховых аппаратов – по заказу;
  • Тактильный вибратор – по заказу.

 

Оборудование разработано с учетом рекомендаций специалистов Института коррекционной педагогики Российской академии образования, Института языкознания Российской академии наук и практических специалистов России на местах.