К проблеме исследования нарушений фонематического восприятия и их коррекции у детей с последствиями очаговых поражений мозга

План исследований  

Проблема недостатков фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с нарушением речи рассматривается с разных позиций: недостаточность фонематического слуха и методы их преодоления (Г.А. Каше, Р.Е. Левина, Н.Н. Трауготт, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.), нарушение способности восприятия и воспроизведения ритмических и слоговых последовательностей (Г.В. Бабина, А. Гермаковска, В.А. Ковшиков, A.К. Маркова, Е.Ф. Соботович и др.), трудности дифференциации интонационных характеристик (Л.А. Копачевская, Л.В. Лопатина).[3]

Анализ последних исследований и публикаций показал следующее.
Схожесть детской афазии с алалиями проявляется в системном характере, нарушении всех компонентов речи; общей незрелости и в первом, и во втором случаях речевой функциональной системы и связанных с нею психических функций.
Различия в том, что: алалия – системное недоразвитие речи, а афазия – системный распад уже сформировавшейся речи; коррекционно-педагогическая работа при алалии – развитие речи, при афазии – восстановление речи (М.Г.Храковская, А.В.Семенович, Л.С.Цветкова, Зыков, Зайцев). Однако, учитывая возраст и исходный уровень речевого развития ребенка, может наблюдаться распад еще недостаточно развитой речи, что также будет обусловливать специфику логопедического воздействия.
Современные представления о процессе речевосприятия, особенностях его формирования в онтогенезе и дизонтогенезе базируются на фундаментальных исследованиях Л. С. Выготского, И. Н. Горелова, Н. И. Жинкина, Е. И. Исениной, М. М. Кольцовой, М. И. Лисиной, А. Р. Лурии, О. В. Правдиной, , Э. Л. Фрухт, Н. X. Швачкина. Проблемы диагностики и коррекции импрессивной стороны речи у детей первого года жизни рассматриваются в логопедии на примере детей с ДЦП (Е. Ф. Архипова, О. Г. Приходько); с нарушениями психомоторного развития в условиях специализированного учреждения и семейного воспитания (Ю. А. Разенкова и другие); с перинатальными нарушениями ЦНС (3. М. Дунаева, Н. С. Жукова, Е. В. Кожевникова, Е. М. Мастюкова, Л. И. Ростягайлова и др.).
При обследовании ребенка мы можем выделить симптомы нарушения импрессивного и экспрессивного уровня. В своем исследовании мы рассмотрим нарушение понимания речи.    
Здесь можно выделить   симптомы нарушения «фонематического слуха», которые можно разбить на три категории. К первой относят нарушения, связанные с неполноценной слуховой перцепцией (то есть с ту­гоухостью); ко второй, обусловленные нарушением способности к различению фонем (неполноценностью фонематического восприятия) и к третьей, те, в основе которых лежит несформированность, нечеткость сенсорных эталонов звуков речи (то есть фонематических представлений). Первую категорию не рассматриваем, так как она связана с физиологическим нарушением слуха.
Нарушения фонематического восприятия по происхождению могут быть первичными и вторичными. Первичные нарушения фонематического восприятия встречаются редко — только при сенсорной алалии и соответственно сенсорной афазии, когда нарушена способность к распознаванию, как отдельных звуков, так и фонетических слов. Это нарушение сопровождается неполноценностью образования связи между фонетическим образом и значением и распространяются на все звуки речи (Трауготт Н. Н., Кайданова С. И., 1975).  
Постепенно у таких детей угасает даже ориентировочный рефлекс на речевые стимулы. Вторичные, парциальные нарушения фонематического восприятия про­являются преимущественно в смешении слов- квазиомонимов типа бочка-почка, коза-коса, дом-том и т.п. Ребенок путает значения этих слов, соотнося их с картинкой или при восприятии фраз, содержащих такие слова. Такие смешения касаются только парных согласных. Количество смешивае­мых пар варьирует от 1 до 5-6.
Данные симптомы проявляются непосредственно только при специальном исследовании. Например, при подборе слов (или соответствующих картинок), включающих заданный звук. Косвенно этот недостаток обнаруживается в на­личии стойких смешений определенных звуков в произношении даже после того, как они уже освоены артикуляторно. В школьном возрасте это приводит к появлению дисграфических ошибок.(Корнев) Следующая категория - нарушения фонематических представлений.
То, что в логопедии получило название «фонематические представления», не имеет достаточно четкого определения. По своей сущности это скорее при­ближается к метаязыковым, чем к языковым явлениям. Недостаточная сформированность фонематических представлений в устной речи детей предположительно может проявляться в наличии замен и смешений звуков. Чаще это обнаруживается как механизм некоторых нарушений письма. В ряду симптомов нарушений устной речи мы рассматриваем их только потому, что традиционно в логопедии несформированность фонематических представлений выделяется как один из компонентов фонетико-фонематического недоразвития речи (Никашина Н. А, 1965, Левина Р. Е„ 1968).
Потребности практики диктуют необходимость углубленной разработки содержания и методов индивидуально-дифференцированного подхода к восстановительному обучению полиморфоной категории детей с последствиями черепно- мозговых травм, инсультов, нейроинфекций и др. Таким образом, разрешение противоречия между имеющимися научно-методическими разработками, связанными с диагностикой и коррекцией сенсорной стороны речи детей с афазией, и способами их реализации в нейрореабилитационном процессе определяет актуальность данной проблемы.

Предмет исследования: особенности фонематических процессов и понимания устной речи у детей с речевыми расстройствами вследствие  очаговых поражений мозга и дифференцированные методы восстановительной работы логопеда, в частности, предполагающие использование специальной аппаратуры. Наше исследование проведено на базе Центра патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы.
Из опыта работы с детьми с последствиями локальных поражений мозга (ПЛМП) можно сделать вывод о полиморфности речевых нарушений у пациентов, поступающих на стационарное лечение и нуждающихся в логопедической помощи. Выявлены такие речевые расстройства как: дисфазия развития (алалия); афазия; дизартрия; дислексия, дисграфия. Часто встречаются сочетания афазии (алалии) и дизартрии. По степени выраженности речевые нарушения имеют в основном   тяжелую и среднюю степень.
Для оптимизации логопедического воздействия необходим учет особенностей речевого развития до заболевания, возраста возникновения нарушения речи, характера и последствий очаговых поражений мозга, времени. В связи с этим на этапе коррекционно-восстановительного обучения детей с ПЛПМ специалистам требуется инновационный инструментарий для предупреждения и выявления проблем восприятия речи, который бы учитывал глубинные механизмы смыслообразований, а также взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов.
Приоритетными задачами исследования являются наряду с теоретическим анализом состояния названной проблемы практическая разработка диагностической и коррекционной программ. При их реализации предполагается использование специального аппарата «ИНТОН-М». В соответствии с задачами исследования предполагается:
· осуществить нейропсихологическое и логопедическое обследование детей;
· провести сопоставительный анализ полученных данных, с учетом характера и локализации мозгового поражения, возраста детей, сроков давности нарушений речи;
· по результатам сопоставительного анализа выделить варианты нарушений восприятия речи у изучаемых детей;
· сформировать экспериментальные группы в соответствии с особенностями мозгового поражения, характером и степенью нарушений   понимания речи;
· разработать комплекс коррекционно-восстановительных методик, дифференцированных   в отношении разных групп детей с использованием аппарата «ИНТОН-М» и без него.
· определить оптимальный объем нагрузок и временных параметров занятий;
· произвести качественный и количественный анализ полученных данных, информативных в отношении различий в степени эффективности реконструкции речевой функции у разных групп детей.

Выводы и перспективы дальнейших исследований: Обобщить экспериментальные данные и составить методические рекомендации для специалистов, работающих с данным контингентом детей. Полученный в исследовании фактический феноменологический и методический материал может иметь важное значение для оптимизации нейрореабилитационного процесса.
Данные клинические случаи указывают на необходимость наиболее ранней комплексной нейрореабилитационной помощи таким детям, которая заключается в участии группы специалистов, и где ведущую роль играет интенсивное коррекционно-восстановительное обучение с использованием специального инструментария из-за сложности речевой патологии. Для оптимизации логопедического воздействия необходим учет особенностей речевого развития до заболевания, возраста возникновения нарушения речи, характера и последствий очаговых поражений мозга, времени. В связи с этим на этапе коррекционно-восстановительного обучения детей с ПЛПМ специалистам требуется инновационный инструментарий для предупреждения и выявления проблем восприятия речи, который бы учитывал глубинные механизмы смыслообразований, а также взаимосвязь мыслительных, речемыслительных и собственно речевых процессов.
При их реализации предполагается использование специального аппарата «ИНТОН-М».              

                           

Литература.
1. А.Р. Лурия и современная нейропсихология/под ред. Е.Д. Хомской, Л.С. Цветковой, Б.В. Зейгарник - М.: МГУ – 1982
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. - № 4. -С.12-23.
3. Визель Т.Г. Патология речи и ее преодоление у детей и взрослых с точки зрения эволюции речевой функции/ в кн. Детская речь: норма и патология. — Самара, 1996
4. Кривощапова Л.А.     Проблема понимания и использования невербальных средств общения у детей с общим недоразвитием речи /Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 1 (9), 2006.
5. Обуховская А. Ю. Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков : Дис. канд.педаг.наук- СПб.,2009
6. Цветкова Л.С., Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методика оценки речи при афазии. -М.: МГУ. - 1981