Индивидуальные логопедические занятия для лиц с очаговыми нарушениями головного мозга

Материалы IV-го Международного конгресса "Нейрореабилитация-2012"
27-28 февраля 2012 года
Москва

Использование многофункционального речевого тренажера «ИНТОН-М» в структуре индивидуального логопедического занятия для лиц с очаговыми поражениями головного мозга

 Ларина ОД., Рудомётова Ю.Ю.

Центр патологии речи и нейрореабилитации, г. Москва

Индивидуальные логопедические занятия являются эффективной формой работы по восстановлению речевой функции у пациентов с последствиями очаговых поражений головного мозга в условиях суточного и дневного стационаров.

Нарушение коммуникативных возможностей при дизартрии и афазии приводит к возникновению у заболевшего человека отрицательных эмоциональных реакций, замкнутости, феномена «страха речи». Больные не могут использовать для общения с окружающими даже те речевые возможности, которые у них остались сохранными. Результаты, которых добиваются логопеды на индивидуальных занятиях, часто не переносятся в повседневную сферу общения. Мы решили использовать в структуре индивидуального занятия многофункциональный речевой , который позволил расширить возможности реабилитации за счет применения принципа биологической обратной связи.

Тренажер «ИНТОН-М» даст возможность пациентам сравнивать ощущения, вызванные  одновременным воздействием фонетических явлений на разные сенсорные каналы, а при воспроизведении звуков речи ощущать вибрацию. Усиление обучающего воздействия осуществляется за счет одновременного сочетания зрительных и вибрационно-тактильных стимулов. Значимым является также создание психотерапевтической установки на расслабление, повышение уверенности в себе, положительный результат логопедической работы, и это позволяет пациентам преодолевать психологические барьеры в общении с окружающими. Речевой тренажер «ИНТОН-М» предназначен для индивидуальной работы над речью и позволяет в режиме реального времени визуально контролировать изменение основного тона (высоты голоса); контролировать изменение громкости голоса; дифференцировать звонкие и глухие звуки; дифференцировать носовые и ротовые звуки; работать над ритмом и контролировать слитность произносимых слов и фраз. Комплексное использование функциональных возможностей тренажера обеспечивает эффективное формирование навыков и более успешное закрепление приобретенных навыков за счет слухового контроля речевых упражнений через наушник и «включения» дополнительного канала обратной связи при речевых упражнениях.

  Прибор «ИНТОН-М» позволяет компенсировать недостаточность контроля за произносительной стороной речи за счет воздействия на разные сенсорные каналы (слух, зрение, кинестетическое чувство). Светящаяся шкала дает возможность наглядно контролировать повышение и понижение голоса и тем самым тренировать механизмы произвольного управления голосовыми связками. Подаваемая вибрация на область гортани производит внешнее стимулирование гортани, массаж и возможность опоры на кинестезии. С помощью шкалы интенсивности можно наглядно наблюдать естественную разномощность гласных звуков, это значительно облегчает устранение лабиализации гласных звуков. Индикатор слитности / раздельности произнесения слогов, слов и фраз помогает устранить проявления атаксии, дает возможность визуально контролировать навык слитного произнесения слогов, слов, словосочетаний и простых фраз, формирует навык расстановки пауз, то есть помогает сформировать контроль за общим ритмическим характером речи. В результате работы более синхронно работают отделы дыхания, голосообразования и звукопроизношения.

  Таким образом, использование многофункционального речевого тренажера «ИНТОН-М» позволяет обеспечить более полноценную реабилитационную работу, решать задачи восстановительного лечения в более короткие сроки и визуализировать результативность работы. В ходе проведения индивидуальных логопедических занятий с использованием «ИНТОН-М» учитываются основные принципы физиологии и психологии речи и дыхания, позволяющие наиболее полноценно организовать процесс эффективного восстановительного обучения. Курс занятий построен по четко определенной схеме. Предложенный материал унифицирован для больных с разными формами дизартрии и моторных апраксий в рамках синдрома афазий. Программа, используемая в курсе восстановительного обучения, учитывает развернутый алгоритм восстановительной деятельности. Динамические наблюдения восстановления речи на разных этапах восстановительной работы, а также проведение видеофарингостробоскопии позволяют оценивать положительную динамику речевого статуса пациента и модифицировать речевой материал и нагрузку, соответствующие его новым возможностям. Использование многофункционального речевого тренажера «ИНТОН-М» является методом, который может лучше обеспечить нужную речевую нагрузку для больных с дизартрией, дисфагией и афазией.