Аппаратно-программный комплекс «Сурдологокоррекционный кабинет образовательного учреждения»

СурдоКабСурдолого1

Аппаратно-программный комплекс (АПК) «Сурдологокоррекционный кабинет образовательного учреждения» предназначен для ежедневного использования при индивидуальной работе с детьми с нарушениями слуха и речи.

Базовые функции аппаратно-программного комплекса (АПК) позволяют использовать его с нулевого уровня речевого развития до уровня построения смысловой структуры устной речи, а также использовать основные элементы технологий биологической обратной связи (БОС) и метода Томатиса для развития речевого слуха и произносительных навыков.

АПК - это «набор специальных инструментов» для развития речевого слуха, навыков произношения и коррекции речевых нарушений, который за счет одновременного сочетания визуальных, слуховых и вибрационно-тактильных стимулов позволяет получить положительный результат за короткий срок.

Функциональные возможности АПК позволяют также использовать его для реабилитации детей с нормальным слухом, но имеющих функциональные речевые нарушения (недоразвитее речи, афазия, алалия), нуждающихся в коррекции голосовых нарушений (дисфония, афония, ринолалия), а также при упражнениях в чтении, письме, счете (дислексия, дисграфия, дискалькулия).

 АПК состоит из:

  • Мультисенсорного речевого тренажера УНИТОН-ТК «ИНТОН-М»;
  • Беспроводного речевого тренажера «УНИТОН-ФМ»;
  • Звукового плаката для обучения алфавитному фонологическому чтению и коррекции дислексии
  • Электронного устройства для записи и воспроизведения звука
  • Программно-аппаратный комплекса «Видимая речь» по коррекции произношения на базе логопедического тренажера «Дэльфа-142.1» версии 1.3;
  • Комплекта компьютерных программ для развития речевого слуха и навыков произношения

«Сердцем» АПК является мультисенсорный речевой тренажер «ИНТОН-М», который обеспечивает одновременный контроль фонетических элементов речи по зрительному, слуховому и тактильному каналам восприятия.

Сурдолого2

Беспроводный речевой тренажер «УНИТОН-ФМ»

Сурдолого3

Даже пользуясь лучшими слуховыми аппаратами большинство людей, имеющих сниженный слух, отмечают, что испытывают трудности в некоторых ситуациях, таких как занятия в учебных классах, деловые встречи или общение на улице.

 

Совместная работа мультисенсорного речевого тренажера «ИНТОН-М» и   беспроводного тренажера «УНИТОН-ФМ» в составе АПК позволяет обеспечить два специальных режима учебного занятия.

Сурдолого4

1. Режим радиомикрофона

Во время занятия специалист может использовать ФМ-передатчик с микрофоном и свободно перемещаться по помещению,
например, при необходимости скрыть свою артикуляцию при произнесении во время занятий по тренировке речевого слуха.

Сурдолого5

2. Режим радиоприемника

Во время занятия специалист может предоставить обучаемому возможность прослушивать речевые упражнения через ФМ-приемник
и свободно перемещаться по помещению, например при использовании двигательных элементов фонетической ритмики.

 

Звуковой плакат для обучения алфавитному фонологическому чтению

Сурдолого6

Звуковой плакат содержит все гласные и согласные звуки, смягченные согласные звуки, слоги русского языка. Для воспроизведения звука или слога нужно просто нажать на нужную кнопку плаката.  Плакат может располагаться на столе или на стене.

Одним из основных методов постановки звуков и слогов является подражание речи родителя или педагога. Важная роль в овладении ребенком речью, с правильным и своевременным усвоением звуков, принадлежит слуху: чтобы научиться четко и правильно произносить звуки и слова, ребенок должен их слышать. Но, как выясняется, существуют свои «подводные камни». Дело в том, что голос человека имеет свойство меняться в процессе речи, и даже одна и та же фраза, один и тот же звук или слог не всегда может быть произнесен педагогом одинаково несколько раз подряд. В таких случаях в качестве полезного дополнения к обучающим методам выступает звуковой плакат для обучения детей алфавитному фонологическому чтению. Это одновременно и эталон, и арбитр в разногласиях ребенка и педагога.

Сурдолого7

При коррекции дислексии, в частности акустической дислексии – заменах фонетически близких звуков при чтении, в трудностях усвоения букв, обозначающих акустически и артикуляторно сходные звуки, немаловажной задачей специалиста является создание условий для ребенка, в которых графическое изображение буквы или слога однозначно «привязано» к их звучанию.
Плакат обеспечивает решение данной учебной задачи.

Электронное устройство для записи и воспроизведения звука

IMG_000321-500x500

Электронное устройство для записи и воспроизведения звука может быть полезна в процессе проведения коррекционной работы по мотивации развития речи у детей с нарушенным слухом.

Устройство позволяет воспроизвести сделанную непосредственно перед этим запись голоса.

Устройство выполнено в виде игрушки - «говорящего попугая».

 

Программно-аппаратный комплекс «ВИДИМАЯ РЕЧЬ» по коррекции произношения на базе логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»

Сурдолого8

Логопедический тренажер "Дэльфа-142.1" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной речи детей и включает в себя 18 упражнений:

  • «Чашка чая», «Праздничный пирог», «Костер», «Елочка», «Репка» и «Росток» предназначены для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительно и экономно выдыхать воздух во время речи, плавности выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией;
  • «Бабочка», «Сказочный замок» и «Мельница» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз;

Сурдолого9Сурдолого10

  • «Колобок», «Бегемотик» и «Извержение вулкана» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране;
  •  «Космический стрелок» и «Салют» помогут сформировать и автоматизировать навык голосообразования (включения голоса) и умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки;
  • «Паровоз» и «Воздушный змей» предназначены для отработки правильного произношения согласных звуков; При правильном произнесении звуков с, ш, х и ф паровозный дымок поднимается соответственно до Солнца, до воздушного шара и до флажка. При дефектном произнесении положение дымка заметно отличается от эталонного.
  • С помощью упражнения-графика «Речевая волна» можно формировать правильную ритмико-слоговую структуру речи и корректировать дефекты ее плавности и слитности, в том числе при заикании. Упражнение-график «Речевая волна–2» применяется для тренировки произношения нестационарных (кратких) звуков: б, п, г, к, д, т, ц, ч, а также для отработки артикуляции слогов и слов.

В базовом режиме работы компьютерной программы обучаемый может прослушивать свой голос только отсрочено (прослушивая в записи), что является серьезным препятствием при обучении речи детей с нарушенным слухом.

Совместная работа мультисенсорного речевого тренажера «ИНТОН-М» с персональным компьютером, на котором выполняются обучающие компьютерные программы и, в частности,  программа логопедического тренажера «Дэльфа-142.1»  позволяет существенно расширить функциональные возможности и педагогические приемы при обучении речевым навыкам  за счет организации режима «самопрослушивания», при котором обучаемый во время речевого упражнения слышит себя в момент произнесения.

Комплект компьютерных программ для развития речевого слуха и навыков произношения 

Сурдолого11Неоценимым подспорьем для развития слухо-произносительных навыков у ребенка с нарушенным слухом являются компьютерные программы, которые в игровой форме «провоцируют» ребенка слушать и говорить.      

Состав комплекта на CD-дисках:

  • «Практикум по русской фонетике при нарушениях слуха и речи»;
  • «Развитие речи. Учимся говорить правильно»;
  • «Страна Лингвиния. Фонетика, Графика, орфография»;
  • «Баба Яга учится читать»;
  • «Почитай-ка. Клавиатурный тренажер»;
  • «Учите русский. Уровень для начинающих»;
  • «Учите русский. Уровень для продолжающих обучение».